Артур К. (arkthur_kl) wrote,
Артур К.
arkthur_kl

Categories:

Амбероисследовательское

... и немного про английскую литературу.

Завершив Вескон, я воспользовался свободным временем и перечитал «Хроники Амбера».

 

 

Мысль первая. Как-я-завидую-Брану, потому что у меня нет специального образования в области английской филологии. Потому что книга набита аллюзиями на не американскую даже, а именно английскую литературу.

Это и Мэллори, и Шекспир, и лорд Байрон  (Чайльд-Рэндом:), и, полагаю, много большее количество авторов и произведений, от "Смерти Артура" и до детских стихов.

Вот знаменитая песня Корвина «Сколько миль до Авалона» очень перекликается с известным английским стихом:

How many miles to Babylon?

Three score miles and ten.

Can I get there by candle-light?

Yes, and back again.

If your heels are nimble and light,

You may get there by candle-light.

Он упоминается, например, у Киплинга в его «Сказках старой Англии»:

«  -- Сэр Хьюон из  Бордо стал королем фей после Оберона.  Когда-то он был храбрым рыцарем,  но пропал по пути в  Вавилон.  Это было очень давно.  Вы слышали шуточный стишок "Сколько миль до Вавилона?"» (с)

Притом я уверен, что не будучи специалистом в области, я многих намеков не улавливаю, тем более что еще и читал не в оригинале. Притом это не заимствования в прямом смысле, а скорее аллюзии и намеки различной степени прозрачности, которые, при совершенно самостоятельных авторских персонажах и сюжете оживляют и расширяют бэкграунд Амбера и его мира, за что Желязны респект.

Больше всего аллюзий я отследил на Кэрролла, притом в обеих книгах. У меня даже есть некое впечатление, что сам принцип построения сюжета и пространства во многом кэрролловский. Это и сами Отражения, (например, Рэбма как «Амбер наоборот» (спасибо Айле за идею), такая зазеркальная проекция Амбера, отраженная через воду, и Тир-на Ног-т, проекция, но уже как бы это... из лунного света).

 Характерен и  сам «карточный принцип», когда борьба за престол идет как карточная игра, и развитие сюжета: герой оказывается в волшебном мире — вступает в игру, не очень понимая ее правила — становится пешкой — проходит всю доску — становится королем — выходит из игры.

Во втором пятикнижии, кстати, кэрролловские герои выведены напрямую, как и сам Кэрролл (викторианского вида джентльмен). Чеширский кот дает Мерлину мудрые советы, а с Бармаглотом ему приходится сражаться, и даже, спасаясь от Бармаглота, прыгать в  ту самую кроличью нору.

А Далт, воющий с Амбером, носит медальон «лев, терзающий единорога».

 

Вел за корону смертный бой со Львом Единорог,

Гонял Единорога лев вдоль городских дорог.

Кто подавал им черный хлеб, а кто давал пирог,

А после их под барабан прогнали за порог.

(с)

 

Это та самая старинная песенка, которую Алиса вспоминает, когда бежит смотреть на бой льва с единорогом, вот она в оригинале:

The lion and the unicorn

Were fighting for the crown

The lion beat the unicorn

All around the town.

 

Some gave them white bread,

And some gave them brown;

Some gave them plum cake

and drummed them out of town.

И вот он, герб Британии:

 

Кстати, белый единорог на нем, если не ошибаюсь, символ Уэльса.

Я обратил внимание на еще одно, быть может, совпадение. Я не уверен, что имеется ввиду именно это, но ассоциация возникла. Корвину встречаются два рыцаря (притом подчеркнута именно рыцарскость персонажей), Белый и Черный. Это Ланселот (Белый рыцарь?) которого он встречает в лесу (ассоциация!), помогает ему и через это получает помощь в Лорайне.  И Борель (Черный рыцарь?)  который пытается Корвина задержать вызовом на поединок, и которого Корвин убивает, перед тем, как добраться до Двора Хаоса,  оставляя умирать в канаве. Опять же, не уверен, но ассоциация на сочетание характер-место «ты станешь королевой, перепрыгнув через ручеек».

И, как помнят читавшие, фраза «Я обращаюсь с вами как с колодой карт» звучит в финале пятикнижия Корвина.

 

Пласт второй. Образы, заимствованные из европейской мифологии. Их огромное количество. В первую очередь это, конечно, мифы британских островов, однако и скандинавскую мифологию Желязны тоже обыграл в романе ("старина Игг", дерево, посаженное Обероном на границе между Отражениями Амбера и Хаоса, чего стоит, и ворон Хуги, и шакал (волк?), который пытается убить Корвина на его пути к Хаосу).

И, безусловно, архетипичны образы книги.

Оберон (!!!) — бессмертный, мудрый (у Желязны читай «умный и хитрый») и могущественный король волшебной страны. Кстати. После смерти он с картежем из волшебных существ отбывает в некую запредельное место, что за Двором Хаоса, привет королю Артуру:).

Дворкин — мудрец,  волшебник, помогающий Королю (напоминает такие пары как Артур-Мерлин, или вот Арагорн-Гэндальф)

Бенедикт — Воин. Нуаду (и даже серебряная рука в комплекте, и характер, и практически отречение от престола характерны). Интересно замечание Дворкина, что «на нем лежит печать рока». Ну и, всяко известны ассоциации с лордом Маэдросом.

Эрик — не знаю, архетип не могу проследить, и, учитывая хаотичность построения миров Желязны, не факт, что он есть. В любом случае  изначально он выступает как злой старший брат, который с развитием сюжета оказывается благородным королем, защищавшим свое королевство. В принципе, изо всех принцев Амбера Эрик оказывается едва ли не самым самоотверженным. Опять же, его предсмертное проклятие, адресованное врагам Амбера, а не сопернику, и наставление Корвину вызывают всякое уважение. Мне его смерть напомнила смерть сэра Гавейна,  или самого Артура; однако я не уверен.

Корвин — само его имя созвучно слову «Corvus». Словарь Яндекса говорит мне, что оно означает «ворон» (и напоминает  «crow » «ворона». (Бран лучше разберется, что именно за ворон Corvus). Вороны одни из самых любимых в мифах птиц. Навскидку вспоминаются те вороны, которые живут в Тауэре и хранят покой Британии. И сама внешность Корвина, его много раз подчеркные именно черные (а не просто «темные») волосы говорит сама за себя.

С Корвином связана еще одна птица — лебедь (столь же любимый сказителями). Шпага Корвина — Грейсвадир, «серый лебедь». Не тот ли это лебедь из Туонелы, что является проводником между мирами?

Дейдра (Дейрдре)- дева с длинными и густыми черными волосами, в вороненых доспех и с черной секирой в руке, «Мона Лиза с пулеметом» Амбера, обожаемая сестра Корвина. Это Морриган; и вороны, соответственно, при ней.

Каин,  само имя у него столь говоряще, что определят его роль. Брата он таки убивает; это единственное братоубийство  во всей семье, несмотря на постоянные распри.

Фиона. Рыжая ведьма, образ более чем распространенный. От Рыжей Лори и до булгаковской Геллы. И, что характерно, изо всех принцесс именно Фиона наиболее связана с волшебством.

Блейз. "Фигура, облаченная в свет. Доблестный, с великолепной энергией и безрассудный" Не скажу про конкретику, но ассоциируется он явно с огнем, такое воплощение огненной стихии. Имя его созвучно слову  "blaze" - вспышка, пламя.  Его огненные волосы, сияющий узор на шпаге, алые и золотые одежды, все довольно очевидно ассоциируется с огнем, его безрассудный характер тоже.

Ллевелла. Прямо противоположный характер, внешность, и очевидная связь с водной стихией. Имя характерное. Они с Блейзом и рождаются примерно в одно и тоже время, кстати, и представляют в семье такую пару антагонистов.

Бранд. Едва ли не самый сложный из принцев Амбера; мечтатель, мистик, поэт, волшебник, и одновременно предатель и безумец, чуть не погубивший Амбер. Имя у него... неоднозначное. Brand — клеймо, пылающая головня, а в поэтической речи — факел или меч. God's brand — молния. Заметна связь с огнем, как и у Блейза, с которым они очень похожи внешне (когда Корвин однажды принимает Блейза за Бранда). Это трикстер среди принцев Порядка. Идея об архетипе не моя, но есть мысль, что образ восходит к Локи, которого, кстати, называют и богом огня.

Флора. Само имя говорит за себя. Воплощенная женственность, красота, чувственная любовь... она и ведет себя соответствующе. И всяко подчеркивается необыкновенная красота Флоры.

Джулиан. Охотник из зеленой чащи Арденнского леса, повелитель лесов, предводитель дикой охоты. Его необыкновенный конь, Моргенштерн, и сопутствующая ему стая белых гончих псов характерна. Притом Джулиан и его охотники защищают Амбер и охотятся на тварей из отражений; это тот же типаж, что и толкиновский Ороме.

Жерар. Могучий, безукоризненно верный и правильный богатырь. Редкое исключение среди принцев Амбера, индифферентный к борьбе за власть. Напоминает бога Тора или толкиновского Тулкаса; кстати, Жерар предпочитает биться без оружия, голыми руками. И на своей  Карте он изображен смеющимся:))

Рэндом. Джокер в этой колоде карт, имя его знаковое  - «случайный». Младший брат, над которым так любят зло подшутить старшие, легкомысленный музыкант, джазист, увлекающийся планерами и воздухоплаванием. Король Амбера, избранный Единорогом. Тут, безусловно, не без вечного мотива истинного, справедливого и мудрого  короля, которым оказывается лицо, казалось бы, совершенно непритязательное (от Артура и до Арагорна, кстати). Интересен еще момент, что у Желязны в образах Рэндома и Мартина обыгрывается ситуация в музыкальных направлениях. Если Рэндом играет джаз, то его сын – это уже металл, если не ошибусь.

 

И еще один пласт. Карты Таро. Я в них разбираюсь очень плохо, а идея возникла из разговоров с Лутиэле об Амбере. В тексте иногда встречаются как бы случайные, но одновременно и знаковые образы прямо оттуда. Я отследил колесо фортуны (мельничное колесо, у которого Корвин встречает Дару), повешенного (до деталей совпадающее описание юного дезертира из Авалона, которого Ганелон допрашивает столь оригинальным способом, подвесив за ногу на дереве), и падающая башня (та, где сидел в плену Бранд). Но я Таро знаю очень плохо, полагаю, что можно отследить больше.

 

И небольшое заключение. При всем при том, при столь многочисленном использованном материале, мир, сюжет, характеры, образы и вложенные в книгу идеи у Роджера Желязны свои собственные. А все эти полунамеки и аллюзии обогащают его мир и делают его живым, реалистичным и как бы расширяют границы описанного в книгах, давая многочисленные отсылки на другие события и сюжеты. Это делает ощущение от «Хроник» необычайно живым; и внушает немалое уважение к таланту автора.


Tags: Амбер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments